До недавних пор единственной известной мне комплексной программой для проектирования рам и велосипедов был канадский проект BikeCAD, существующий уже более 10 лет. Функционал программы довольно широк и продуман, но ограничен двухмерным пространством: все виды рамы, профиль всадника и анимацию езды вы увидите только сбоку.
Но прогресс не стоит на месте: в 2015 году мы со Святохой Кириллом приступили к созданию плагина, способного проектировать велосипеды в 3D. Целевая аудитория нашего софта — фреймбилдерские компании, которым нужна возможность спроектировать раму или велосипед быстро и достоверно. С учетом анатомии заказчика и желаемых компонентов, чтобы можно было измерить зазоры между перьями, резиной, звездами, отрендерить фото и видео с любых ракурсов и показать клиенту. И таких клиентов может быть по несколько десятков в месяц. Наш софт позволит сразу получить представление клиента о результате и предвидеть нестыковки еще на этапе проектирования.
Пока что проект носит название
Frame Builder. Это плагин для программы Autodesk Maya — редактора трехмерной графики, широко используемого в кинематографе и анимационном кино. Мы делаем его исходя из собственных нужд, зная, что необходимо проектировщикам велосипедов, и какие работы можно упростить с помощью программы. Поэтому плагин умеет не просто создавать раму по заданным размерам, но и учитывает особенности работы с металлами: например, изгибание труб с нужными радиусами и в любой плоскости.
3D-модель рамы можно будет экспортировать в любую CAD (систему автономного проектирования). Перекинув модель в SolidWorks или КОМПАС, можно будет получить готовые чертежи для производства, провести FEM-анализ — анализ механики деформаций рамы. Он позволит увидеть, как распределяются нагрузки в раме, найти ее слабые места, узнать, где и при каких нагрузках появится первая трещина. Раньше проектирование подобного качества занимало дни, теперь это будет укладываться в минуты.
И приятные бонусы: можно будет получить проекции с видом рамы в любом ракурсе, установить на нее любые модели реально существующих компонентов (втулок, систем, тормозов), спроектировать собственные детали и даже вилку для рамы. И, конечно, можно будет усадить за виртуальный велосипед всадника, созданного в соответствии с анатомией реального человека, сразу посмотреть, как он будет ехать сидя, стоя и в любой возможной позе.
На создание качественного софта уходит много времени — мы улучшаем интерфейс, тестируем рендеринг, выгрузку моделей и экспорт чертежей... Нас ждет еще немало работы.